Иисусова молитва

Расписание Богослужений

В Храме Всех Святых ежедневно совершаются Богослужения :
вечером -17.00
утром Литургия-8.00
среда-Акафист Святителю Николаю начало 17.30
пятница-Акафист Всем Святым начало 17.30

Храм Всех Святых на Победе

Храм Споручница Грешных

О современном человеке

Вот тип человека, часто встречающийся, в нем соединение трех черт:

1. Гордость, вера в свои сипы, упоение (у некоторых) своим творчеством.

2. Страстная любовь к жизни земной.

3. Отсутствие чувства греха.

Как такие люди могут подойти к Богу? Таковы, как они есть, – они безнадежно изоли­рованы от Бога, лишены даже потребности в Нем. И этот тип людей культивируется со­временной жизнью – воспитанием, литерату­рой. Идея Бога вытравлена в его душе, и ка­кие нужны катастрофы, очевидно, личные, чтобы такой человек мог возродиться!

-Если уже ты  принимаешь мое руко­водство, то я посоветую тебе вот что. Молиться утром и вечером, хоть одну молитву, хоть 1-2 минуты, но стараться достиг­ать полного сосредоточения мыслей на словах молитвы, изгнания из ума всего посто­роннего, появления хоть слабой степени сердечной теплоты, чувствуемой и реально в об­ласти сердца, так как мы молимся прежде всero сердцем.

Читать, когда сможешь, но каждый день, хоть 1-2 стиха Евангелия, с усилием приме­рить прочтенное к своей жизни, к понима­нию окружающего, т.е. с усилием понимать читаемое как живое слово Бога, направлен­ное именно к тебе.

Читать всегда какую-нибудь книгу рели­гиозного содержания, жизнеописание свя­тых, по истории Церкви.

- Что касается исповеди – не отклады­вай ее. Слабая вера и сомнения – не препят­ствие. Непременно исповедайся, каясь в сла­бой вере и сомнениях, как в своей немощи и грехе. Так оно и есть: полная вера только у сильных духом и праведных; где уж нам, не­чистым и маловерным, иметь их веру. Была бы она – мы были бы святы, сильны, боже­ственны и не нуждались бы в той помощи Церкви, которую она нам предлагает. Не ук­лоняйся и ты от этой помощи.

- Просмотрел с отвращением несколько томиков детективной литературы, которою объедается современная молодежь. Совер­шенно открытое и явное, постоянно и на­стойчиво вколачиваемое представление: глу­пость, скука, бездарность всего, что имеет отношение к порядку, государству, и привле­кательность, красота, блестящая талантли­вость представителей порока, преступле­ния… Это самый настоящий и, я уверен, со­знательно приготовляемый яд.

- Нужно постоянно читать то, что пита­ет твою душу, указывая цель, единственную цель в жизни. Здесь нужен своего рода аске­тизм, самоограничение, самопринуждение. Всякий христианин – подвижник. Запомни это. Человеческая природа так искривлена, что на нее приходится жестоко нажимать, хочешь выровнять себя по евангельским меркам, и выравнивать приходится каждый день, каждый час; помоги тебе в этом Господь.

- Главная ошибка нашей молодежи – в убеждении, что все можно постигнуть, что христианство есть философская система, логично доказуемая и излагаемая, что молодые люди в данном своем состоянии (мораль-религиозном, интеллектуальном) могут усвоить себе всякую истину и веру. Что христианство есть жизнь, этого они часто упорно не  хотят видеть. Вместо того чтобы полюбить  и преклониться перед нею, они ее оспаривают, полемизируют с нею.

-Я убедился, что ежедневное чтение святых огцов и житий – в наших условиях главное и действеннейшее средство для поддержки нашей веры и любви; это чтение конкретно рисует нам области, куда мы стремимся, дает нашей вере образы, идеи, чувства, указывает пути, обнадеживает описанием ступеней, этапов внутреннего движения, согревает сердце влечением к блаженной жизни святых подвижников. Как можно любить то чего не видишь, от чего не имеешь постоянных впечатлений? Первые христиане оттого и горели такой верой – любовью, «что слышали, видели своими очами, осязали руками (1 Ин. 1,1). Эту возможность иметь прямые впечатления от Божественного света дает нам или общение с живыми святыми, или общение с ними же через проникнове­ние, путем чтения, в их внутреннюю жизнь.

- Я думаю, в основе твоих душевных недомоганий лежат две причины: 1) чрез­мерная занятость собой и как результат малая занятость окружающими и 2) малая любовь ко Христу. Эта любовь есть основа и корень всякой духовной жизни и силы, и ее нужно в себе растить и воспитывать. Нач­ни хоть с такой неотразимой мысли, что прекраснее Христа не было никогда ничего во всю человеческую историю. Если ты возьмешь всех Наполеонов, Цезарей, Алек­сандров, всех гениев и вождей человече­ства, -во всех них ты найдешь пятна, нечи­стоту; и только в кротком Сыне Марии ты увидишь все прекрасное, все желанное, о чем когда-либо грезило человечество. Всмат­риваться в этот Образ, выяснять и углублять Его в себе, жить мыслью о Нем, отдавать Ему свое сердце – это и есть жизнь христиа­нина. Если это есть, тогда придет и полная тишина сердечная, тот мир, о котором го­ворил св.Исаак Сирин: «Примирись с собой, и с тобою примирится вся вселенная».

-Твое сокрушение о том, что ты не мо­жешь постигнуть Бога, очень законно, так как именно одно из свойств Бога – Его непо­стижимость. И если бы полное постижение Его нами, существами ограниченными, ста­ло возможно, оно означило бы ограничен­ность, конечность Его, т.е. неполноту Боже­ства.

Вообще наши познавательные методы не­достаточны в деле Богопознания, и не надо торопиться эту свою ограниченность прини­мать за ограниченность того, что мы хотели бы постигнуть.

В нас заложена бессмертная Божествен­ная душа, которая и через ограниченность тянется к Богу. Вся ошибка в том, что люди судят о Боге, пребывая вне Бога. Ни в одном человеческом деле недопустима такая недо­бросовестности. Никто не возьмется лечить людей, не изучив медицину, не начнет стро­ить дома, не имея специальных познаний; от­чего же о делах Божественных судят стро­же всего люди, далеко от этой области от­стоящие? И вместе – как смиренны те, кто преуспел в деле Богопознания!  Можно ска­зать, что смелость суждений о Боге обратно пропорциональна близости к Нему.

- Наше дело, православных русских лю­дей, – уразуметь свою веру двумя путями: зна­комясь с ней и живя ею.

Если ты хочешь основательно понять нашу веру, то для этого читай Евангелие с комментарием в руках и старайся жить цер­ковно. До этого все будет одна игра ума и праздное любопытство. Я понимаю, как это неисполнимо и как, наоборот, легко и зани­мательно читать теософские фантазии, но ничего другого посоветовать тебе не могу.

- Когда считаешь себя вправе осудить какое-нибудь, даже действительно возмути­тельное, явление, поступок – проверь, нет ли в это время в тебе личной злобы, раздраже­ния, ревности, зависти, враждебности к лю­дям, желания унизить,  осмеять: почти всегда найдешь, что есть. Выводы отсюда ясны.

- Вы пишете о «религиозном минимализ­ме». Но ведь никакой другой точки зрения из Евангелия не вычитаешь, кроме как соеди­нения духовного максимализма и житейско­го минимализма («будьте совершенны, как Отец ваш Небесный», «не заботьтесь о том, что вам есть или что пить» и т.д.). К каким бы ухищрениям мы не прибегали в толковании этих ясных слов, обращенных прямо к нам, иного смысла из них не извлечешь. Есть един­ственный путь сделать для себя необязатель­ными эти слова – это сознательно сделать для себя необязательным Евангелие, т.е. отречь­ся от Христа. Значит ли это, что надо немед­ленно бросить нашу работу, наши уютные квартиры, детей, семью, наши маленькие ежедневные радости и босыми странниками идти куда глаза глядят? Это было бы непра­вильное решение вопроса; неправильное, потому что внешнее. Надо начинать не с это­го, а с поисков того состояния души, когда внешние решения явятся сами собой, когда постоянная «радость о Господе» и сила бла­годати сами настойчиво продиктуют нам иной образ жизни взамен того эпикурейски-эгоистического, который мы ведем. А пока -хотя бы томиться и страдать о своей духов­ной нищете и убожестве, о своем недосто­инстве, маловерии и духовной лени, а не воз­водить их в принцип и правило жизни.

- Как сделать, чтобы не сердиться, не обижаться, «когда обижают и оскорбляют»? Терпеть, стиснув зубы? Тренироваться в са­мообладании, развивать терпение? Само по себе все это неплохо, но все это внешние, не благодатные, не христианские пути. Един­ственно верный путь – иметь постоянно, еже­минутно перед собой высокую цель, «всегда видеть перед собой Господа», как говорит псалмопевец – «предзрех Господа моего выну, яко одесную меня есть»… Когда мы унываем от обиды, злимся, то грех наш в том, что в эту минуту мы упустили из сердца нашего веру, любовь ко Христу, высоту нашего при­звания; мы в этот момент сузились до того, что помним только о письме, которое нам по­мешали написать, о книге, которую хотели прочесть, о тысяче мелочей, ранящих нас, а главное – все о себе да о себе. «Предзрех Господа моего выну, яко одесную меня есть» – вот единственный путь – на нем же да ут­вердит вас Господь.

- Бы оправдываетесь тем, что просту­пок ваш невелик, не важен. Но нет неважно­го, ничтожного в мире – ни дурного, ни хо­рошего. Самое незначительное действие; ми­моходом брошенное слово, самое мимолет­ное чувство – важны и реальны, как реально все в мире. Поэтому все самое малое должно соответствовать самому главному, и ничто нельзя почитать недостойным внимания или свободным от нашей ответственности…

- Бы пишете о «холоде и одиночестве» вашей жизни… Конечно, большую роль в этом одиночестве играют обстоятельства вашей жизни, но будем мужественны и при­знаем, что немалое значение, может быть, даже главнейшее, принадлежит вам самим. Вы пишете, что вам «трудно выходить из себя», т.е. в вас есть некоторая обращенность на себя, а это грех, и не какой-нибудь, а ко­ренной и первичный грех нашей человечес­кой природы. «Люди впали в самовожделе­ние, предпочитая собственное созерцание божественному» (свт. Афанасий Великий). Выход отсюда, из этой обращенности на себя, — в раскрывании себя навстречу Объек­тивному. Стремитесь к блаженной простоте и молитесь о ней, о той святой простоте, ко­торая дается забвением себя и полной, без остатка, обращенностью к свету Божествен­ному, к миру, к братьям. Тогда в вашу душу снизойдут и полный мир, и радость, и покой. А путь к ним – послушание, быстрое, добро­вольное, радостное, нерассуждающее. Вы спросите: кому послушание? – первому встреч­ному, близким, голосу совести, уставам Церк­ви, духовному отцу.

…Всякое личное приобретение духовное таинственным путем сообщается всем нашим родным, живым и умершим. Бели вы вымоли­те у Бога для себя кротость, душевный мир, терпение, то вы обратите на духовный путь всю вашу семью, и не проповедью, не поучениями, а молчаливым совершенствованием в добре…

- В нашем восприятии слова Божия раз­личимы следующие моменты — слышание его, разумение, принятие сердцем и, наконец, употребление его к жизни. Проверьте себя – в какой стадии вы находитесь. Всегда ли вы хоть просто слышите его или часто ли бере­те в руки, чтобы прочесть? Слыша, читая, даете ли себе труд вникнуть и понять его? Доходит ли оно до вашего сознания, сердца, будит ли оно их? Если – да, то есть ли плоды этого, сдвигает ли оно вас хоть немного с мертвой точки успокоенности обычной на­шей жизнью? Проверьте себя – и медленно и упорно начните свой подъем по этим ступе­ням.

…Вы должны держать себя в чистоте и ясности, чтобы свет ваш светил другим. А для этого надо любить Свет, не изменять ему: «Веруйте в Свет, да будете чадами Света». А практически? Искать этого Света в себе и в других, поддерживать, культивировать в себе и других каждую искорку добра и света, ра­доваться о свете, не верить в тьму, ложь, закрывать на них глаза, потому что они – при­зрачны и вспухают от устремленного на них внимания…

- Для чего нужна вера? Ни для чего. Если б я сказал, что она нужна, чтобы быть хоро­шим человеком, чтобы помогать людям, что­бы познавать Бога, чтобы спасти свою душу – все это означало бы корыстное и эгоисти­ческое отношение к вере. Мы верим не для чего-то, а потому что – мы любим Бога, пото­му что Бог есть для нас (в Своем явлении на земле в качестве Богочеловека – Христа) – совокупность всего самого светлого, чисто­го, бесконечно прекрасного – короче, всего самого желанного. Любовь к Богу ведет за собой веру в Бога. Когда вы ищете Истины среди противоречивых философских систем, это потому, что вы любите Истину; если вся­кая земная красота только томит ваше серд­це и никогда его не насыщает – это потому, что мы успокоимся только на Вечной Нетлен­ной Красоте. Если вы мучаетесь нечистотой вашего сердца – это потому, что, сами того не зная, вы жаждете абсолютной чистоты и святости.

- Если сердце холодно и молитва не идет

-     обратиться к Евангелию; если не поможет

-     раскрыть любимого святого отца; такой «друг-святой» должен быть у каждого.

- Вы жалуетесь на то, как трудно и даже порой просто скучно чтение святых отцов. Но попробуйте поставить вопрос так, что трудны и скучны не они, а что,  может быть, ваша душа не готова еще увидать тот свет, который видят же в них другие. Все же не оставляйте это чтение, пытайтесь согреть свою душу теплом их веры, прикоснуться к их духовному опыту… И, будьте уверены, эти усилия дадут свой плод, и невидимое пока для вас накопление духовных богатств  про­явится в нужную минуту, может быть, спасет вас в настоящей беде.

Тут же вы пишете о своем одиночестве и покинутости. Конечно, вам нужно живое об­щение с людьми и их близость. Но подумай­те: уже в тех же святых отцах – какое  «из­бранное общество» вы имеете, какие сокро­вища лучших душ, веками накопленные, да­ются вам и всем нам в полное владение! В этом и радость церковного общения – что все мы живы и все братья в Церкви, и не может, не должно быть чувства покинутос­ти у живого члена Церкви.

По материалам книги:  Александр Елъчаннинов. Записи.

М.: Сов . Россия, 1992.

 

Поделиться в соц. сетях

0