Иисусова молитва

Расписание Богослужений

В Храме Всех Святых ежедневно совершаются Богослужения :
вечером -17.00
утром Литургия-8.00
среда-Акафист Святителю Николаю начало 17.30
пятница-Акафист Всем Святым начало 17.30

Храм Всех Святых на Победе

Храм Споручница Грешных

Божественная Литургия

Литургия является самым важным Богослужением, во время которого совершается Святейшее Таинство Причащения, установленное Господом нашим Иисусом Христом в четверг вечером, накануне крестных Его страданий. Умывши ноги Своим апостолам для показания им примера смирения, Господь воздав хвалу Богу Отцу, взял хлеб, благословил его, преломил и дал апостолам, говоря: «Приимите, ядите: сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое». Потом Он взял чашу с виноградным вином, также благословил ее и подал апостолам, говоря: «Пийте от нея вси: сия есть Кровь Моя Нового Завета, яже за вы и за многия изливаемая во оставление грехов». После этого, Господь Причастил их и совершилось таинство Евхаристии (буквально – благодарение) – превращения хлеба и вина в Тело и Кровь Господни и соединения с Ним Причастием. Христос дал заповедь всегда совершать это Таинство: «Сие творите в Мое воспоминание» (Мф. 26, 26–28; Лк. 22, 19; и Кор. 11, 24).


Апостолы совершали таинства Евхаристии по заповеди и примеру Иисуса Христа и научили христиан совершать это великое и спасительное Таинство. В первое время порядок и образ совершение Литургии передавался устно, и все молитвы и священные песнопения заучивались напамять. Затем. стало появляться и письменное изложение апостольской Литургии.
С течением времени Литургия пополнялась новыми молитвами, песнопениями и священными действиями, что нарушало в разных церквах единообразие в совершении ее. Являлась потребность объединить все существовавшие чины Литургии, внести единообразие в их совершение. Это и было сделано в четвертом веке, когда прекратились гонения на христиан и христианская Церковь получила возможность приступить к благоустройству внутренней своей жизни (Вселенские Соборы). В это время Св. Василий Великий записал и предложил к общему употреблению составленный им чин Литургии, а Св. Иоанн Златоуст несколько сократил этот чин. В основу этого чина была положена древнейшая Лнтургия Св. апостола Иакова, первого епископа Иерусалимского.
Св. Василий Великий был архиепископом Кесарии Кападокийской (в Малой Азии). «Великим» называют его за великие подвиги его на пользу Церкви. Он оставил после себя много церковных писаний, много молитв и церковных правил. Скончался в 379 г.
Св. Иоанн Златоуст был архиепископом Константинопольским. «Златоустом» прозвали его за особое красноречие с которым он проповедовал Слово Божие. Он также оставил после себя много церковных произведений. Он несколько ( в молитвах, читаемых священником тайно) сократил чин Литургии Св. Василия Великого, но существенных изменений никаких не допустил. Скончался в 402 г. в ссылке.
Литургия имеет различные названия. Первое название «Литургия» – греческое, означает «общественная служба» указывает на то, что Таинство Святого Причащения есть умилостивительная Жертва Богу за грехи всего общества верующих, – живых и умерших. Так как Таинство Св. Причащения неразрывно связано с таинством Евхаристии, что значит «благодарственная жертва», и Литургия часто называется также «Евхаристией». Среди простых людей Литургию также называют «обедней», потому что ее положено совершать в полуденное (обеденное) время, и Тело и Кровь Христовы, предлагаемые в Таинстве Св. Причащения, в Слове Божием называются «Трапезой» и «Вечерей» Господней (1 Кор. 10, 21; 11, 20). В апостольское время Литургия называлась еще «преломлением хлеба» (Деян. 2, 46). На Литургии воспоминаются земная жизнь и учение Иисуса Христа от рождения и до вознесения Его на небо и принесенная Им на землю спасительные блага.
Порядок Литургии такой: сначала приготовляется вешество для Таинства, потом верующие приготавливаются к Таинству и, наконец, совершается самое Таинство, и верующие причащаются. Литургия, таким образом, разделяется на три части, называемые: 1) «проскомидией», 2) Литургиею «оглашенных» и 3) Литургиею «верных».
I. Проскомидия.

«Проскомидия» – слово греческое и значит: принесение. Так называется первая часть Литургии от обычая древних христиан приносить хлеб, вино и все нужное для совершения Литургии. Поэтому, и самый хлеб, употребляемый на ней, называется просфорою, что значит: приношение. Хлеб (просфора) должен быть квасный (поднявшийся), чистый, пшеничный. Сам Господь Иисус Христос для совершения Таинства Св. Причащения взял квасный, а не пресный, хлеб. Просфора должна быть круглой и состоять из двух частей во образ двух естеств Иисуса Христа – Божеского и человеческого. На верхней части просфоры имеется печать с изображением креста и по углам его – начальных букв имени Христа Спасителя: ИС. ХР. и греческого слова: НI КА; это означает: Иисус Христос побеждает. Вино для Таинства требуется виноградное, красное, потому что красный цвет напоминает цвет крови. Вино смешивается с водой в воспоминание того, что из прободенного ребра Спасителя на кресте истекли кровь и вода.
Для проскомидии употребляется пять просфор в воспоминание чудесного насыщения Христом пятью хлебами боле пяти тысяч человек, каковое обстоятельство дало Иисусу Христу повод учить народ о духовном насыщении и о нетленной, духовной пище, подаваемой в Таинстве Св. Причащения (Иоан. 6, 22 – 58). Но собственно для причащения потребляется одна просфора (Агнец), по слову апостола: один хлеб, и мы многие – одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба» (1 Кор. 10, 17), а потому по своей величине эта просфора должна соответствовать числу причастников.
Совершение Проскомидии.

Приготовившись, по церковному уставу, к совершению Литургии, священник и диакон читают пред закрытыми царскими вратами, так называемые, «входные» молитвы и облачаются в алтаре в священные одежды. Подойдя, затем, к жертвеннику, священник, благословив начало проскомидии, берет первую (агничную) просфору и копием делает на ней трижды изображение креста, произнося: «В воспоминание Господа и Бога, и Спаса нашего Иисуса Христа». Это значит: проскомидия совершается по заповеди Иисуса Христа. Из этой просфоры священник копием вырезает средину, в форме куба, с произнесением слов прор. Исайи: «яко (как)

овча на заколете ведеся и яко агнец непорочен, прямо стригущаго его безгласен, тако не отверзает уст своих; во смирении его суд его взятся; род же его кто исповест; яко вземлется от земли живот (жизнь) его» (Ис. 53, 7–8). Эта кубическая часть просфоры называется Агнцем (Иоан. 1, 29) и полагается на дискос. Затем, священник крестообразно надрезает с нижней стороны Агнец с произношением слов: «жрется (приносится в жертву) Агнец Божий, вземляй (взявший на Себя) грех Мира, за мирский живот (жизнь) и спасение», и прободает правую сторону Агнца копием, произнося слова евангелиста: «един от воин копием ребра Ему прободе и абие (тотчас) изыде кровь и вода; и видевый свидетельствова и истинно есть свидетельство его» (Иоан. 19, 34); сообразно с этими словами в чашу (потир) вливается вино, смешанное с водою. Из второй просфоры, называемой «Богородичною», священник вынимает одну частицу в честь Божией Матери и полагает ее по правую сторону Агнца на дискосе. Из третьей просфоры, называемой «девя-гичинной», вынимается девять частиц в честь святых: Иоанна Крестителя, пророков, апостолов, святителей, мучеников, преподобных, безсеребренников, Богоотец Иоакима и Анны и того святителя, имени которого совершается Литургия. Эти частицы полагаются по левую сторону Агнца на дискосе, по три частицы в ряд. Из четвертой просфоры вынимаются частицы за живых и полагаются ниже Агнца на дискосе; из пятой – за умерших и полагаются ниже частиц вынутых за живых. Наконец, вынимаются частицы из просфор, подаваемых верующими. Одновременно прочитываются соответствующие «поминания» о здравии и спасении живых и об упокоении усопших рабов Божиих; частицы из этих просфор полагаются вместе с частицами, вынутыми из четвертой и пятой просфор.
В конце проскомидии священник благословляет кадило с фимиамом и, покадив звездицу, ставит ее на дискосе над Агнцем и частицами, чтобы сохранить их в положенном порядке. Покрывает дискос и потир двумя небольшими покровами и поверх их еще одним несколько больших размеров, называемым «воздухом», кадит пред Дарами и молит Господа благословить предложенные Дары, помянуть принесших эти Дары и тех, за кого они принесены, самого же его соделать достойным для священнодействия божественных Тайн.
Применяемые на проскомидии священные предметы и совершаемые действия имеют символическое значение: дискос знаменует и вифлеемскую пещеру и Голгофу, звездица – вифлеемскую звезду и крест, покровы – пелены рождественские; пелены и плащаницу, бывшие во гробе Спасителя, потир – ту Чашу, в которой священнодействовал Иисус Христос, приготовление Агнца – суд, страдания и смерть Иисуса Христа, а прободение его копием – прободение сделанное одним из воинов на Теле Спасителя. Соединение всех частиц в известном порядке на дискосе означает всю Церковь Божию, членами которой состоят: Божия Матерь, ангелы, все святые угодники Божии, все верующие христиане – живые и умершие, а Главою ее – Сам Господь наш Спаситель. Каждение знаменует осенение Св. Духа, благодать Которого сообщается в таинстве Св. Причащения.
Проскомидия совершается священником на жертвенник, при закрытом алтаре вполголоса. Завершается она, когда на клиросе читаются 3 й и 6 й (а иногда и 9 й) часы по Часослову.

II. Литургия оглашенных.

Вторая часть Литургии называется Литургией «оглашенных» потому, что при совершении ее могут присутствовать и оглашенные, т. е. готовящееся к принятию Св. Крещения, а также кающиеся, отлученные за тяжкие грехи от Св.Причащения.
Диакон, получивши благословение от священника, выходит из алтаря на амвон (место против царских врат) и громко произносит: «Благослови, владыко!», т. е. благослови начать службу и собравшимся верующим участвовать в молитвенном прославлении Бога. Священник в первом своем возгласе прославляет Свят. Троицу: «Благословено (т. е. достойно прославления) царство Отца, и Сына, и Святого Духа, ныне и присно (всегда), и во веки веков (вечно). Певчие поют: «аминь» (действительно так).
Затем диакон произносит великую ектинию, в которой перечисляются разнообразные христианские нужды и наши прошения к Господу, а священник в алтаре тайно молится, чтобы Господь призрел на этот храм и молящихся в нем и исполнил бы их нужды. Великая ектиния начинается напоминанием, что молиться Господу нужно «миром», т. е. примирившись со всеми, не имя ни на кого гнева или вражды; по учению Спасителя, мы не можем приносить Богу дары, если имеем «что-нибудь против ближнего» (Мф. 5, 23–24). Высшее благо, о котором следует молиться, это – душевный мир и спасение души: «О свышнем (небесном) мире и спасении душ наших»; этот мир есть то спокойствие совести, то отрадное чувство, которое мы испытываем, напр., после внимательной исповеди и достойного причащения Св. Тайн, в участливом отношении к судьбе ближнего, после всякого доброго дела. Этот мир Спаситель преподал апостолам в прощальной беседе на Тайной Вечери (Ин. 14, 27). «О мири всего мира» – чтобы не было раздоров и вражды между народами и государствами во всем мире (вселенной). «О благостоянии святых Божиих церквей», – чтобы православные церкви во всех государствах твердо и непоколебимо, на основании Слова Божия и правил Вселенской Церкви, исповедовали святую православную веру, не увлекаясь гибельными ересями и не допуская раскола, «о соединении всех» верующих в единое, стадо Христово (Ин 10, 16). Молимся «о святем храме сем», который составляет главную святыню прихода и должен быть предметом особенного попечения каждого прихожанина, чтобы Господь сохранил его от пожара, воров и других несчастий, и о тех кто входит в него («в онь») с искреннею верою, благоговением и страхом Божиим. – Молимся о патриархах, митрополитах, архиепископах и епископах, потому что им при надлежит главный надзор за чистотою Христианской Веры и нравственности; о благоверных правителях, которые охраняют свободу Православной Веры и общий законный порядок для мирной жизни всех граждан – «О граде сем (или веси – селении) в котором мы живем и трудимся, о «всяком граде, стране, и верою живущих в них», молимся также по чувству христианской любви и о всех других городах и окрестностях (стране – стороне) его и о всех живущих в них верующих людях – «О благорастворении воздухов, о изобилии плодов земных, и временех мирных»: молимся о хорошей благотворной погоде, чтобы земля дала изобилие всех плодов, необходимых для пропитания всех жителей страны – и о времени мирном, чтобы среди граждан не было вражды или борьбы, отвлекающей от мирного и честного труда «О плавающих, путешествующих, недугующих (больных) страждущих (у кого много горя и скорби на душе), плененных и о спасении их» – все эти лица, преимущественно пред всеми, нуждаются в Божественной помощи и нашей молитве. Молимся: «О избавится нам от всякия скорби, гнева и нужды». – Затем просим Господа, чтобы Он заступил и сохранил нас не по делам нашим или заслугам нашим, которых у нас нет, а единственно по своей милости (благодати), – «Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже. Твоею благодатью». В последних словах ектений, «помя-нувше», т. е. призвав на помощь, Божию Матерь и всех святых, мы предаем, поручаем Христу Богу себя и друг друга. чтобы Он руководил нами по Своей премудрой воле. Священник заканчивает великую ектению возгласом: «яко (потому что) подобает (приличествует, следует) Тебе всякая слава, честь и поклонение Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков»: содержащим в себе, по образцу молитвы Господней, славословие, прославление Господа Бога.
После великой ектений поются псалмы 102 й: «Благослови, душе моя, Господа…» и 145 й: «Хвали, душе моя, Господа…», разделяемые малой ектеньей: «паки и паки (еще, опять) миром Господу помолимся». В этих псалмах изображены благодеяния Божии роду человеческому: сердце (душа) христианина должно прославлять (благословлять) Господа, очищающего и исцеляющего наши душевные и телесные немощи, исполняющего благие наши желания, избавляющего от истления жизнь нашу, – и не забывать всех Его благодеяний (воздаяний). Господь – щедр, милостив и долготерпелив. Он хранит истину во век, творит суд обидимым, дает пищу алчущим, освобождает заключенных (решит окованные), любит праведников, принимает сирот и вдов и наказывает грешников… Псалмы эти называются изобразительными, а так как петь их положено на двух клиросах попеременно, то по-гречески они называются также «антифонами». В двунадесятые Господни праздники изобразительные псалмы (антифоны) не поются. Вместо них поются особые стихи из других псалмов, соответствующее празднуемому событию. За каждым стихом первого праздничного антифона поется припев: «Молитвами Богородицы, Спасе, спаси нас!» А за каждым стихом второго антифона, смотря по празднику: «Спаси нас, Сыне Божий, рождейся от девы» (в Рождество Христово) или: «во Иордане крестивыйся» (в Крещение Господне) или: «Воскресый из мертвых» (в Пасху) и тому подобное… «поющия Ти: аллилуиа!» (хвалите Бога).
По окончании второго антифона всегда поется песнь: «Единородный Сыне и Слове Божий, безсмертен Сый, и изволивый спасения нашего ради воплотитися от святыя Богородицы и Приснодевы Марии, непреложно вочеловечивыйся, распныйся же, Христе Боже, смертию смерть поправый, един Сый Святыя Троицы, спрославляемый Отцу и Святому Духу, спаси нас». В этой песне изложено православное учение о Втором Лице Св. Троицы – Сыне Божием, Иисусе Христе; Единородный (единственный по существу) Сын и Слово Божие, Христос Бог, будучи безсмертным, сделался человеком, не переставая быть Богом («непреложно» – неизменно «вочеловечивыйся»), принявши человеческую плоть (тело) от Свят. Богородицы и Приснодевы Марии и будучи распят, Он Своею смертью победил нашу смерть «смертью смерть поправый», один из трех Лиц Св. Троицы, прославляемый наравне с Отцем и Св. Духом.
Далее следует малая ектения и пение блаженств евангельских (Мф. 5, 3–12), в которых указывается, что христианин, испрашивая милости у Бога, должен иметь смирение духа (духовную нищету), сокрушаться о своих грехах, быть кротким (незлобным), поступать по правде Божией, иметь чистоту в сердце, быть милосердым к ближнему, умиротворять враждующих, быть терпеливым во всех испытаниях, готовым перенести поношение, изгнание («ижденут») и смерть за Христа, т. е. быть исповедником Его, за каковой подвиг ожидает великая награда («мзда») на небесах.
В великие Господни праздники, вместо евангельских блаженств, поется несколько раз соответствующий тропарь со стихами. При пении евангельских блаженств царские врата открываются для малого входа. В конце «блаженств» священник берет с престола Св. Евангелие, передает его диакону и выходит, в предшествии диакона, несущего Св. Евангелие, северными дверями на амвон. Этот выход священнослужителей со Св. Евангелием называется малым входом, в отличие от следующего великого входа, и напоминает верующим первый выход Иисуса Христа на всемирную проповедь. Получив благословение от священника, диакон останавливается в царских вратах и, возвышая св. Евангелие, громко возглашает: «Премудрость! Прости!» входит в алтарь и полагает св. Евангелие на престол. Возглас: «Премудрость! Прости!» напоминает верующим, что они должны стоять прямо (по буквальному переводу с греческого языка, «прости» значит: правильно, прямо), т. е. быть внимательны, сосредоточены в мыслях. – Смотря на св. Евангелие, как на Самого Иисуса Христа, идущего на проповедь, верующие поют: «Приидите поклонимся и припадем ко Христу, спаси ны Сыне Божий, воскресый из мертвых (или молитвами Богородицы, или во святых дивен Сый), поющия Ти: аллилуиа!
После этого поется тропарь (воскресный, или праздничный, или святого) и другие песнопения, а священник в это время в тайной молитве просит Отца Небесного, воспеваемого херувимами и славословимого серафимами, принять и от нас ангельскую (трисвятую) песнь, простить грехи, освятить и дать нам силы праведно служить Ему. Конец этой молитвы: «Яко свят еси, Боже наш»… он произносит вслух. Дале поется «трисвятое»: – «Святой Боже»… В Рождество Христово, Крещение Господне, Пасху (всю седмицу), и день Св. Троицы, а также в субботы – Лазареву и Великую, вместо «трисвятого» поется: «Елицы (которые) во Христа крестистеся (крестились), во Христа облекостеся (облеклись в одежду правды): аллилуиа», потому что в древней Церкви оглашенные преимущественно в эти праздники принимали св. крещение. В праздник Воздвижения Креста Господня (14 го сентября) и в третью «неделю» (воскресенье) Великого Поста, когда совершается поклонение Кресту, вместо «трисвятого», поют: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим».
По окончании «трисвятого» читается очередной Апостол (апостольское чтение из книги Деяний св. апостолов, семи соборных апостольских посланий и четырнадцати посланий св. ап. Павла – по особому указателю). К внимательному чтению апостола верующие приготавливаются возгласами: «Вонмем» (будем внимать!) «Мир всем! Премудрость!» и пением прокимна – особого краткого стиха (переменяемого). Во время чтения апостола совершается каждение в знак той благодати Св. Духа, с которою апостолы проповедали всему миру учение Иисуса Христа. На каждение, а также и на возглас священника: «мир всем!» нужно отвечать простым поклоном (без крестного знамения). Затем, поется: «аллилуиа» три раза с произношением особых стихов и читается очередное Евангелие (также по особому указателю), предваряемое и сопровождаемое пением радостной песни: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе!» так как для верующего христианина не может быть боле радостной вести, как благовестие (евангелие) о жизни, учении и чудесах Господа Иисуса Христа. Апостол и Евангелие должны быть выслушаны с особенным вниманием, при наклоненной главе, хорошо делают те, кто предварительно знакомятся с этими чтениями дома. Перед началом чтения Апостола и Евангелия следует перекреститься, а по окончании – совершить крестное знамение, с поклоном, троекратно.
После Евангелия следует сугубая (усиленная) ектения, в начале которой верующие приглашаются помолиться Господу Богу от чистого сердца, всеми силами души: «Рцем (будем говорить, молиться) вси от всея души и от всего помышления…» Далее в двух прошениях мы сугубо (усиленно) просим Господа услышать нашу молитву и помиловать нас: «Господи, Вседержителю, Боже отец наших, молимтися (молимся Тебе), услыши и помилуй. Помилуй нас, Боже.» Следуют сугубые прошения: о патриархах, митрополитах, архиепископах, епископах, правящем Архиерее и всей «во Христе братии нашей» (о всех верующих христианах); о благоверных правителях; о священниках, о монахах, состоящих в священном сане, и о всех служителях Христовой Церкви; о блаженных и приснопамятных (всегда достойных памяти) святейших патриархах православных, и благочестивых царях, и благоверных царицах, и о создателях св. храма и о всех усопших православных отцах и братиях, здесь и повсюду погребенных. Нужно молиться за умерших по чувству христианской любви к ним, никогда не оскудевающей, тем боле, что для умерших за гробом нет покаяния, а только воздаяние, – блаженная жизнь или вечные мучения. Христианская же молитва за них, добрые дела, совершаемые в память их, и особенно принесение безкровной Жертвы, могут умолить правосудие Божие и облегчить мучения грешников. Еще сугубо молимся о милости (чтобы Господь умилосердился над нами), о жизни, мире, здравии, спасении, посещении (посетил, не оставил своими милостями), прощении, оставлении грехов рабов Божиих братии святого храма сего (т. е. прихожан). В последнем прошении сугубой ектений говорится о плодоносящих и добродеющих во святем и всечестнем храме сем, труждающихся (для храма), поющих, и предстоящих в нем людях, ожидающих от Бога великия и богатыя милости. Под плодоносящими и добродеющими (делающими добро) для храма разумеются верующие, которые приносят в храм все необходимое для Богослужения (елей, ладан, просфоры и проч.), жертвуют на нужды храма и прихода деньгами и вещами (на благолепие храма, на содержание труждающихся в нем – причта, певчих, служителей, в пользу бедных прихожан и на другие общеприходские религиозно-нравственные нужды).
За сугубой ектенией следует особая ектения об умерших, в которой мы молимся за всех усопших отцов и братьев наших, просим Христа, безсмертного Царя и Бога нашего, простить им все прегрешения вольные и невольные, упокоить их в селениях праведных и, признавая, что нет человека, который не согрешил бы в своей жизни, умоляем Праведного Судию даровать им Царство Небесное, где все праведные упокоеваются.
Далее произносятся ектений об оглашенных, чтобы Господь помиловал их, наставил в истинах св. веры («открыл им Евангелие правды») и удостоил Св. Крещения («соединить их святой… Церкви»). Во время этой ектений священник разворачивает на престоле антиминс, а ектению заканчивает возгласом: «да и тии с нами славят…», т. е., чтобы и они (оглашенные) вместе с нами (верующими) прославляли Пречестное и Великое Имя Отца и Сына и Святого Духа. Затем оглашенные приглашаются выйти из храма: «Елицы огла-шеннии изыдите»… Оглашенные, в точном смысле существуют и теперь; это – готовящиеся к Св. Крещению язычники (в Китае, Японии, Сибири), магометане и евреи в разных местах вселенной. Все они нуждаются в милосердии Божием, и потому мы обязаны молиться за них. Что касается повеления оглашенным выйти из храма, то эти слова должны быть предупреждением и нам, если даже и нет среди нас «оглашенных».
Мы, крещенные, часто грешим и без раскаяния присутствуем в храме без должного благоговения, или имеем в душе вражду и ненависть против ближнего. А потому при грозных словах: «оглашеннии изыдите», мы, как недостойные, должны углубиться в самих себя, поразмыслить о своем недостоинстве, простить своим личным врагам, иногда воображаемым, и просить у Господа Бога прощения своих грехов при твердой решимости сделаться лучшими.
Словами, «елицы вернии, паки и паки миром Господу помолимся» начинается Литургия верных.
III. Литургия верных.
Так называется третья часть Литургии потому, что на ней могут присутствовать только верные, т. е. крещеные. Ее можно подразделить на следующие части:
1) перенесете честных Даров с жертвенника на престол;
2) приготовление верующих к освящению Даров;
3) освящение (пресуществление) Даров;
4) приготовление верующих к причащению;
5) причащение
6) благодарение за причащение и отпуст.

Перенесение Честных Даров с Жертвенника на Престол.

После приглашения оглашенным удалиться из храма произносятся две краткие ектении и поется херувимская песнь: «Иже Херувимы тайно образующе, и животворящей Троице трисвятую песнь припевающе, всякое ныне житейское отложим попечение. Яко да Царя всех подымем, Ангельскими невидимо дориносима чинми. Аллилуиа» (трижды).
По русски эта песнь читается такт: «Мы, таинственно изображая Херувимов и воспевая трисвятую песнь Троице, дающей жизнь, оставим теперь заботу о всем житейском, чтобы нам прославить Царя всех, Которого невидимо ангельские чины торжественно прославляют, Хвала Богу!»
Отдельные слова Херувимской песни означают: тайно образующе – таинственно изображая, или таинственно представляя из себя; животворящей – жизнь дающей; припевающе – воспевая; отложим – оставим; житейское попечение – заботу о житейском; яко да – чтобы; подымем – поднимем, прославим; дориносима – торжественно носимого, прославляемого («дори» – слово греческое и значить: копье, так что «дориносима» значить, копьеносимого; в древности, желая торжественно прославить царей или военачальников, сажали их на щиты и, подняв вверх, носили их на этих щитах пред войсками, при чем щиты поддерживались копьями, так что издали казалось, что прославляемых лиц несут на копьях); ангельскими чинми – ангельскими чинами; аллилуиа – хвала Богу!
Херувимская песнь напоминает верующим, чтобы они теперь оставили всякую мысль о житейском, представляя себе, что они, подобно Херувимам, находятся близ Бога, на небе и, как бы вместе с ними, поют Ему трисвятую песнь – хвалу Богу.
Пред Херувимской песнью открываются Царские врата, и диакон совершает каждение, а священник в тайной молитве просит Господа очистить его душу и сердце от совести лукавой и силою Св. Духа удостоить его принести Богу приготовленные Дары. Затем, священник с диаконом вполголоса трижды произносят Херувимскую песнь, и оба отходят к жертвеннику для перенесения честных Даров с жертвенника на престол. Диакон, имея на левом плече «воздух» (большой покров), несет на голове дискос, а священник в руках – св. Чашу. Выйдя из алтаря северными дверями (пение Херувимской песни в это время прерывается на словах: «отложим попечение»), они останавливаются на амвон и, обратившись лицом к верующим, молятся за патриархов, митрополитов, архиепископов, за правящего архиерея, за священство, монашество, за создателей храма, за присутствующих православных христиан. Затем возвращаются чрез царские врата в алтарь, честные Дары поставляются на престол на развернутый антиминс и покрываются «воздухом», после чего царские врата затворяются и закрываются завесой. Певчие же тем временем заканчивают Херувимскую песнь. Перенесение Даров с жертвенника на престол называется великим входом и знаменует собой торжественное шествие Иисуса Христа на вольные страдания и крестную смерть. Верующие в это время должны стоять с наклоненною головою и молить Господа помянуть их и всех близких к ним во царствии Его; при словах же священника: «и вас всех православных христиан да помянет Господь Бог»… нужно вполголоса сказать: «и священство твое да помянет Господь Бог во царствии Своем всегда, ныне и присно, и во веки веков».

Приготовление верующих к освящению Честных Даров.

После великого входа следует приготовление верующих к достойному присутствию при освящении приготовленных Даров. Оно начинается просительной ектенией: «исполним молитву нашу Господеви» о «предложенных честных Дарех», чтобы они были угодны Господу, о чем в то же время втайне молится священник, и чтобы Господь освятил их Своею благодатию. Далее мы просим у Господа помощи провести весь день («дне всего») в совершенстве, т. е. свято, мирно и без греха. Послать нам Ангела Хранителя, верно наставляющего на путь истины и добра, и охраняющего наши души и тела от всякого зла. Просим простить («прощения») и забыть («оставления») наши случайные грехи и часто повторяемые прегрешения. Даровать нам все доброе и полезное для души (а не то что услаждает наши пагубные страсти и чего мы часто желаем). Чтобы все люди («мир») жили и трудились в мире между собой (а не во вражде и взаимоуничтожающей борьбе). Чтобы мы провели остаток жизни нашей («прочее время живота нашего») в мире с ближними и со своею совестью и, в сокрушении («покаянии») о содеянных грехах, сподобились христианской кончины, т. е. исповедавшись и приобщившись Св. Тайн Христовых. Мы просим кончины безболезненной, непостыдной, так как бывают случаи смерти постыдной, для христианина, напр., от пьянства, самоубийства, драки (дуэли) и др. Мы просим кончины мирной, т. е. в душевном мире и примирении с ближними. И чтобы Господь удостоил нас дать добрый, безбоязненный ответ на страшном Суде Его.
Для достойного присутствия при совершении Св. Таинства необходимы: мир душевный, взаимная любовь и всех объединяющая истинная (православная) вера. Поэтому после просительной ектений, священник, благословляя народ, говорит: «мир всем!». Молящиеся выражают тут же такое же пожелание и его душе («и духови твоему»). Затем возглашается: «Возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы», на что певчие поют: «Отца и Сына и Святого Духа, Троицу Единосущную и нераздельную». Этим показывается, Кого следует так единомысленно исповедать (признавать). За следующим возгласом: «Двери, двери! премудростию вонмем!» поется (или читается) Символ веры, в котором кратко, но исчерпывающе точно, излагается наша вера во Св. Троицу и другие главные истины Православной Церкви. При этом завеса на царских вратах отодвигается и «воздух» с честных Даров снимается. Слова: «Двери, двери!» в древности напоминали придверникам лучше смотреть за дверями храма и не впускать в него оглашенных и неверующих. Теперь этими словами напоминается верующим затворить двери своей души для посторонних мыслей, а словами «премудростию вонмем» указывается, чтобы мы были внимательны к премудрым истинам православной веры, изложенным в Символе веры.
С этой минуты верующие не должны выходить из храма до окончания Литургии. На сколько предосудительно нарушать это требование, видно из 9 го апостольского правила: «всех верных, входящих в церковь… и не пребывающих на молитве до конца, как безчиние в церкви производящих, подобает отлучать от общения церковного».
После Символа Веры возгласом: «Станем (будем стоять) добре, станем со страхом, вонмем, святое возношение в мире приносити» обращается внимание верующих на то, что наступило время приносить «святое возношение» или жертву, т. е. совершать Св. Таинство Евхаристии, и с этого момента надлежит стоять с особенным благоговением. В ответ на этот возглас поется: «Милость мира, жертву хваления», т. е., будем приносить с благодарностью за даруемую нам свыше милость небесного мира единственно доступную нам жертву хваления. Священник благословляет верующих словами: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любы (любовь) Бога и Отца и причастие (общение) Святого Духа буди со всеми вами», и, призывая к благоговейному предстоянию, возглашает: «горе имеим сердца», т. е., будем иметь сердца устремленными вверх – к Богу. На это певчие от лица молящихся благоговейно отвечают: «имамы ко Господу», т. е., мы уже имеем сердца устремленными ко Господу.

3. Освящение (Пресуществление) Даров.

Совершение Св. Таинства Причащения составляет главнейшую часть Литургии. Оно начинается словами священника: «Благодарим Господа!» верующие выражают свою благодарность Господу за все Его милости поклонением Ему, а певчие поют: «Достойно и праведно есть покланятися Отцу и Сыну и Святому Духу, Троице Единосущней и нераздельней». Священник в это время в тайной молитве, называемой евхаристической (благодарственной), прославляет безконечные совершенства Божии, благодарит Господа за сотворение и искупление человека и за все Его милости, известные нам и неизвестные. Благодарит и за то, что Он удостаивает принимать от нас эту безкровную Жертву, хотя Ему предстоят высшие существа – Архангелы, Ангелы, Херувимы и Серафимы, «победную песнь поюще, вопиюще, взывающе и глаголюще». Последние слова священник произносит вслух, а певцы восполняют, воспевая песнь, которую взывают Ангелы: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф (Господь Сил небесных), исполнь (наполнены) небо и земля славы Твоея». К этой песни, называемой «серафимскою» певцы присоединяют восклицания, которыми народ приветствовал вход Господень в Иерусалим: «осанна (еврейское благожелание: спаси, помоги Бог!) в вышних (в небесах)! благословен грядый (идущий) во имя (во славу) Господне, осанна в вышних!». Слова: «победную песнь поюще…» взяты из видений пророка Иезекиля (1, 4–24) и ап. Иоанна Богослова (Ап. 4, 6–8): они в Откровении видели Престол Божий, окруженный ангелами в образе орла (поюще), тельца (вопиюще), льва (взывающе) и человека (глаголюще), которые безпрерывно восклицали: «Свят, Свят, Свят Господь Бог».
Священник тайно продолжает евхаристическую молитву, прославляя благодеяния Божии, безконечную любовь Божию, явленную в пришествии на землю Сына Божия, и, воспоминая Тайную Вечерю, когда Господь установил Свят. Таинство Причащения, произносит вслух слова Спасителя, сказанные Им при установлении Свят. Таинства: «Приимите, ядите, сие (это) есть Тело Мое, еже (которое) за вы (за вас) ломимое во оставление (прощение) грехов» и «Пийте от нея вси, сия (эта) есть кровь Моя Нового Завета, яже (которая) за вы и за многия изливаемая во оставление грехов». После этого, священник в тайной молитве кратко вспоминает заповедь Спасителя о совершении Причащения прославляет страдания Его, смерть, воскресение, вознесение и второе Его пришествие, и вслух произносит: «Твоя от Твоих Тебе приносяще о всех и за вся» (о всех членах Церкви и все благодеяния Божии).
Певчие протяжно поют: «Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим, Господи; и молимтися, Боже наш», а священник в тайной молитве просит Господа ниспослать: Духа Святого на предстоящих людей и на предложенные Дары, чтобы Он освятил их. Затем вполголоса он читает тропарь 3 го часа: «Господи, Иже Пресвятого Твоего Духа в третий час апостолом Твоим низпославый, Того, Благий, не отъими от нас, но обнови нас молящихтися». Диакон произносить 12 ст. 50 го пс: «Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух правый обнови во утробе моей». Священник опять читает тропарь 3 го часа, диакон произносить 13 ст. 50 пс: «Не отвержи мене от лица Твоего и Духа Твоего Святого не отними от мене». Священник третий раз читает тропарь 3 го часа. Благословляя Св. Агнец (на дискосе), он говорит: «И сотвори убо хлеб сей –честное Тело Христа Твоего». Благословляя вино (в св. чаше), он говорить: «А еже в Чаши сей – честную Кровь Христа Твоего». Диакон по каждом возгласе говорить: «Аминь». Наконец, благословляя хлеб и вино вместе, священник говорить: «Преложив Духом Твоим Святым». Диакон же трижды говорит: аминь, аминь, аминь. В эти великие и святые минуты хлеб и вино пресуществляются в истинное Тело и истинную Кровь Христову. Священник делает пред Св. Дарами земной поклон, как Самому Царю и Богу. Это – самый важный момент Литургии.
По освящении Св. Даров священник в тайной молитве просит Господа, чтобы причащающимся Св. Дары послужили «во трезвение души» (т. е. укрплением во всяком добром деле), во оставление грехов, в приобщение Св. Духа, во исполнение (получение) царствия небесного, в дерзновение еже к Тебе (т. е., чтобы дали право обращаться к Господу со всеми нуждами), не в суд или во осуждение, и вспоминает тех, за кого принесена эта Жертва: Св. Дары приносятся Господу Богу, как благодарственная Жертва за всех святых. В особенности же («изрядно») вспоминает священник Пресвятую Деву Марию, а потому громко произносит: «Изрядно о Пресвятей, пречистй, преблагословенней, славней Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии», на что верующие отвечают хвалебною песнью в честь Божией Матери: «Достойно есть…» (В св. Пасху и во все двунадесятые праздники (до отдания их), вместо «Достойно есть поется в честь Божией Матери задостойник, т. е. 9 й ирмос праздничного канона с соответствующим припевом) священник тем временем тайно молится за усопших и, переходя к молитве за живых, вслух «в первых помяни, Господи, святейшия восточныя патриархи православныя»…, т.е. высшую церковную иерархию. Верующие отвечают: «И всех и вся», т. е. помяни, Господи, всех верующих – мужчин и женщин. Молитва за живых оканчивается возгласом священника: «И даждь нам единеми усты и единем сердцем единодушно) славити и воспевати пречестное (славное) великолепое (величественное) имя Твое Отца и Сына и Святого Духа, ныне и присно и во веки веков», и словением его, преподаваемым всем присутствующим в храме: «И да будут милости великого Бога и Спаса нашего Иисуса Христа со всеми вами». Далее идет следующая часть Литургии верных.

4. Приготовление верующих к Причащению

Оно начинается просительной ектенией: «Вся святыя помянувше, паки и паки миром Господу помолимся», помянувши всех Святых, опять и опять помолимся Господу «о принесенных и освященных честных Дарех, чтобы (яко да) Человеколюбец Бог наш, приняв их (прием я) во святой пренебесный и духовный (мысленный) Свой жертвенник, как духовное благоухание, как приятную Ему жертву (в воню благоухания духовного), ниспослал нам Божественную благодать и дар Св. Духа. Далее следуют обычные прошения просительной ектении, которая оканчивается возгласом священника: «И сподоби (удостой) нас, Владыко, со дерзновенем (смело, как дети просят отца) неосужденно смети (осмелиться) призывати Тебе Небесного Бога Отца и глаголати. Поется молитва Господня — «Отче наш…» Хорошо делают настоятели, когда все присутствующие приглашаются петь эту молитву… — Далее следуют преподание мира и преклонение глав, во время которого священник молит Господа освятить верующих и сподобить их неосужденно причаститься Св. Тайн.
В это время диакон, стоя на амвоне, крестообразно опоясывается орарем для того, чтобы, во 1-х, безпрепятственно служить священнику во время причащения, и во 2-х, выразить свое благоговение к Св. Дарам, в подражание Серафимам, которые, окружая Престол Божий, закрывали лица свои крылами (Ис. 6, 2-3). При возгласе диакона: «вонмем!» завеса задергивается, и священник, поднимая над дискосом Святой Агнец, громко возглашает: «Святая — святым». Это значает: Св. Дары могут быть преподаны только «святым», т.е., верующим, которые освятили себя молитвою, постом, таинством покаяния (исповеди). Сознавая свое недостоинство, певчие от лица верующих возглашают: «Един Свят, Един Господь, Иисус Христос, во славу Бога Отца».

5. Причащение.

Следует причащение священнослужителей в алтаре. Свя¬щенник раздробляет Святой Агнец на четыре части, прича¬щается сам и преподает Св. Тайны диакону. Части для при¬чащения мирян, по причащении священнослужителей, опус¬каются в потир.
Во время приобщения священнослужителей поется стих, называемый «причастным», а затем поется какое-либо пес¬нопение или читаются молитвы перед причащением. Откры¬ваются царские врата для причащения верующих мирян, и диакон, имея в руках Св. Чашу, произносит «Со страхом Божиим и верою приступите». Открытие царских врат в это время напоминает открытие гроба Спасителя, а вы¬нос Св. Даров — явление Иисуса Христа по воскресении. Преклоняясь пред Св. Чашей, как пред Самим воскресшием Спасителем, певчие от лица верующих поют: «Благословен грядый во имя Господне; Бог Господь и явися (явился) нам». Причащающиеся миряне, «со страхом Божиим и ве¬рою» приступая к Св. Чаше, с предварительным поклоном повторяют вполголоса произносимую священником молитву пред причащением: «Верую, Господи, и исповедую…», е которой исповедуют свою веру в Иисуса Христа, как Сына Божия, Спасителя грешных, веру в Таинство Причащения, в которой под видом хлеба и вина принимают истинное Теле и истинную Кровь Христову, как залог вечной жизни и таин¬ственного общения с Ним, и просят Его удостоить их неосужденно причаститься Св. Тайн во оставление грехов, обещая не только не изменять Христу, не быть иудою-предателем но и среди жизненных страданий, подобно благоразумном разбойнику, твердо и смело исповедовать свою веру. Сделав земной поклон, верующие для принятия Св. Тайн поднима¬ются на амвон.
Раньше этого времени, ради порядка и благоговения к Святыне, не следует сходить со своего места, и совершенна недопустимо при этом стеснение других и желание в числе первых причаститься: каждый должен помнить, что он пер¬вый есть только грешник. Крестообразно сложив руки на груди подходят причащающееся к царским вратам, не делая крестного знамения пред Св. Чашей, которую по причаще¬нии лобызают также не крестясь, чтобы не толкнуть Св. Ча¬ши.
По вере родителей и воспитателей и по словам Спасителя «не препятствуйте детям приходить ко мне» и «пиите от нея вси», в это же время причащаются и дети (без исповеди до семилетнего возраста).
По причащении верующие принимают теплоту, т. е. церковное вино, смешанное с водою, чтобы не осталась во рту даже малейшая частица Св. Даров. По причащении мирян, священник опускает в св. Чашу все частицы, которые были вынуты из служебных и принесенных просфор, с молитвой, чтобы Господь Своею Кровью и молитвами Святых очистил грехи всех, за кого были вынуты частицы. Затем он благословляет верующих словами: «Спаси, Боже, люди Твоя (верующих в Тебя) и благослови достояние Твое» (собственность Твою, Церковь Христову). В ответ на это поют: «Видехом свет истинный, прияхом Духа Небесного, обретохом веру истинную; нераздельней Троице поклоняемся: Тя бо нас спасла есть». Содержание этой песни: мы увидели истинный свет, так, как омыв грехи свои в таинстве Крещения), сынами света, получили Св. Духа чрез св. Миропомазание, исповедуем истинную (православную) веру, покланяемся нераздельней Троице, потому что Она спасла нас («Та бо нас спасла есть»). Диакон, взяв из рук священника дискос, переносит его на жертвенник, а священник, взяв св.Чашу и благословляя ею молящихся, возглашает. «Всегда, ныне н присно, и во веки веков», и относит ее на жертвеннкк. Это последнее, явление Св. Даров верующим, перенесение их на жертвенник и возглас священника напоминают нам вознесение Господа Иисуса Христа на небо и обещание Его пребывать в Церкви «во вся дни до скончания века» (Мф. 28, 20). ‘

6. Благодарение за Причащение и отпуст.

Покланяясь Св. Дарам в последний раз, как Самому Господу Иисусу Христу, верующие благодарят Господа за причащение Св. Тайн. Певчие поют благодарственную песнь: «Да исполнятся уста наша хваленая Твоего, Господи, яко да поем славу Твою, яко сподобил еси нас причаститися святым Твоим божественным, безсмертным и животворящим Тайнам; соблюди нас во Твоей святыни весь день поучатися правде Твоей. Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя». То есть, восхваляя Госпола за то. что Он удостаивает нас причащаться Божественных безсмертных и животворящих Тайн, просим Его сохранить нас в святости, полученной в Св. Таинстве Причащения (соблюли нас во Твоей святыни), весь день поучаться правде Божией. После этого диакон произносит краткую ектению: «Прости, приимите Божественных… Христовых Тайн»… (с благоговением причастившись), призывающую «достойно благодарить Господа». Испросив Его помощи провести этот день свято, мирно, безгрешно, он приглашает предать себя и жизнь свою Христу Богу. Священник, сложивши антиминс и полагая на него Евангелие, возглашает: «Яко Ты еси освящение наше и Тебе славу воссылаем Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков.» и прибавляет: «С миром изыдем», этим показывая, что Литургия кончается и что из храма нужно выходить мирно, в мире со всеми. Певцы от лица всех поют: «О имени Господни», т. е. выйдем с благословения Господня. Священник выходит к молящимся за амвон и читает заамвонную молитву, в которой еще раз просит Господа спасти людей Своих и благословить достояние Свое, освятить любящих благолепие (красоту) храма, не оставить Своими милостями всех уповающих (надеющихся) на него, даровать мир миру (вселенной), священникам, верным правителям и всем людям. Эта молитва представляет собоь сокращение всех ектений, произносимых на Божественной Литургией. По окончании заамвонной молитвы верующие, предают себя воле Божией молитвою праведного Иова: «Буди имя Господне благословенно отныне и до века». Чаще всего именно в это время для духовного просвещения и назидания произносится пастырская проповедь, в основу которой полагается Слово Божие. Затем священник, в последний раз благословляя верующих, произносит: «Благословение Господне на вас, Того блогодатию и человеколюбием, всегда, ныне и присно, и во веки веков, и воздает благодарение Богу: Слава Тебе, Христе Боже, упование наше, слава Тебе!»
Обратясь к народу и имея в руке напрестольный Св. Крест, осенив себя крестным знамением, что должны сделать и все присутствующее, священник произносит отпуст: «Христос истинный Бог наш»… В отпусте священник, вспоминая молитвы за нас Божией Матери, Апостолов, храмового святого, святых, память которых празднуем в этот день, праведных Боготец Иоакима и Анны (родителей Божией Матери) и всех святых, выражает надежду, что Христос, истинный Бог наш, помилует и спасет нас, яко благ и человеколюбец, тут жє он дает Св. Крест верующим для лобызания. Каждый верующий христианин, не спеша и не стесняя других, в порядке известной очереди, должен поцеловать Св. Крест, чтобы крестным целованием засвидетельствовать свою верность Спасителю, в воспоминание Которого была совершена Божественная Литургия. Хор в это время поет молитву о сохранении на многие лета святейших православных патриархов, правящего архиерея, прихожан храма и всех православных христиан.

Молитва на Литургии перед Св. Причащением

Верую, Господи, и исповедую, яко Ты еси воистину Христос, Сын Бога живого, пришедый в Мир грешныя спасти, от нихже первый (или первая) есмь аз. Еще верую, яко сие есть самое пречистое Тело Твое, и сия самая есть честная Кровь Твоя. Молюся убо Тебе: помилуй мя, и прости ми прегрешения моя, вольная и невольная, яже словом, яже делом, яже ведением и неведением, и сподоби мя неосужденно причаститися пречистых Твоих Таинств, во оставление грехов и в жизнь Вечную. Аминь.
Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий, причастника (причастницу) мя прийми: не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам, яко Иуда, но яко разбойник исповедаю Тя, помяни мя, Господи, во царствии Твоем.
Да не в суд или во осуждение будет мне причащение Святых Твоих Тайн, Господи, но во исцеление души и тела.

Верую, Господи, открыто признаю, объявляю, что Ты поистине Христос, пришедший в мир грешных спасти, из которых первый (ая), т. е. самый (ая) большой (ая) есть я. Еще верую, что это есть самое пречистое Тело Твое, и эта самая есть честная Кровь Твоя. Поэтому молюсь Тебе: помилуй меня, и прости мне прегрешения, сделанные по собственной воле, и сделанные против моего желания, которые я сделал (ла) словом или делом, зная или не зная, что это грешно. И удостой меня безнаказанно причаститься пречистых Твоих Таинств, для прощения грехов и для получения вечной жизни.
Сын Божий, сделай меня сегодня участником (участницей) Твоей Тайной вечери: я врагам Твоим не открою тайны, и не дам Тебе такого поцелуя, как иуда, но как разбойник (покаявшийся на кресте) верую в Тебя и говорю Тебе: вспомни меня, Господи, в Твоем Царстве.
Господи! пусть будет мне причащение Святых твоих Тайн не в осуждение или наказание, но во исцеление души и тела.

Исповедую – перед всеми открыто признаю, объявляю; от нихже – из которых; аз – я; убо – поэтому; ведение – знание; неведение – незнание; сподоби – удостой; неосужденно – не осудив меня за это, – безнаказанно; оставление – прощение; Вечеря – ужин; Тайная вечеря – та вечеря, на которой Иисус Христос установил таинство Причащения; причастника мя приими – сделай меня участником; бо – потому что; повем – открою, скажу; лобзания – целования, поцелуя; помяни мя – вспомни меня.

Поделиться в соц. сетях

0