О современном человеке
Вот тип человека, часто встречающийся, в нем соединение трех черт:
1. Гордость, вера в свои сипы, упоение (у некоторых) своим творчеством.
2. Страстная любовь к жизни земной.
3. Отсутствие чувства греха.
Как такие люди могут подойти к Богу? Таковы, как они есть, – они безнадежно изолированы от Бога, лишены даже потребности в Нем. И этот тип людей культивируется современной жизнью – воспитанием, литературой. Идея Бога вытравлена в его душе, и какие нужны катастрофы, очевидно, личные, чтобы такой человек мог возродиться!
-Если уже ты принимаешь мое руководство, то я посоветую тебе вот что. Молиться утром и вечером, хоть одну молитву, хоть 1-2 минуты, но стараться достигать полного сосредоточения мыслей на словах молитвы, изгнания из ума всего постороннего, появления хоть слабой степени сердечной теплоты, чувствуемой и реально в области сердца, так как мы молимся прежде всero сердцем.
Читать, когда сможешь, но каждый день, хоть 1-2 стиха Евангелия, с усилием примерить прочтенное к своей жизни, к пониманию окружающего, т.е. с усилием понимать читаемое как живое слово Бога, направленное именно к тебе.
Читать всегда какую-нибудь книгу религиозного содержания, жизнеописание святых, по истории Церкви.
- Что касается исповеди – не откладывай ее. Слабая вера и сомнения – не препятствие. Непременно исповедайся, каясь в слабой вере и сомнениях, как в своей немощи и грехе. Так оно и есть: полная вера только у сильных духом и праведных; где уж нам, нечистым и маловерным, иметь их веру. Была бы она – мы были бы святы, сильны, божественны и не нуждались бы в той помощи Церкви, которую она нам предлагает. Не уклоняйся и ты от этой помощи.
- Просмотрел с отвращением несколько томиков детективной литературы, которою объедается современная молодежь. Совершенно открытое и явное, постоянно и настойчиво вколачиваемое представление: глупость, скука, бездарность всего, что имеет отношение к порядку, государству, и привлекательность, красота, блестящая талантливость представителей порока, преступления… Это самый настоящий и, я уверен, сознательно приготовляемый яд.
- Нужно постоянно читать то, что питает твою душу, указывая цель, единственную цель в жизни. Здесь нужен своего рода аскетизм, самоограничение, самопринуждение. Всякий христианин – подвижник. Запомни это. Человеческая природа так искривлена, что на нее приходится жестоко нажимать, хочешь выровнять себя по евангельским меркам, и выравнивать приходится каждый день, каждый час; помоги тебе в этом Господь.
- Главная ошибка нашей молодежи – в убеждении, что все можно постигнуть, что христианство есть философская система, логично доказуемая и излагаемая, что молодые люди в данном своем состоянии (мораль-религиозном, интеллектуальном) могут усвоить себе всякую истину и веру. Что христианство есть жизнь, этого они часто упорно не хотят видеть. Вместо того чтобы полюбить и преклониться перед нею, они ее оспаривают, полемизируют с нею.
-Я убедился, что ежедневное чтение святых огцов и житий – в наших условиях главное и действеннейшее средство для поддержки нашей веры и любви; это чтение конкретно рисует нам области, куда мы стремимся, дает нашей вере образы, идеи, чувства, указывает пути, обнадеживает описанием ступеней, этапов внутреннего движения, согревает сердце влечением к блаженной жизни святых подвижников. Как можно любить то чего не видишь, от чего не имеешь постоянных впечатлений? Первые христиане оттого и горели такой верой – любовью, «что слышали, видели своими очами, осязали руками (1 Ин. 1,1). Эту возможность иметь прямые впечатления от Божественного света дает нам или общение с живыми святыми, или общение с ними же через проникновение, путем чтения, в их внутреннюю жизнь.
- Я думаю, в основе твоих душевных недомоганий лежат две причины: 1) чрезмерная занятость собой и как результат малая занятость окружающими и 2) малая любовь ко Христу. Эта любовь есть основа и корень всякой духовной жизни и силы, и ее нужно в себе растить и воспитывать. Начни хоть с такой неотразимой мысли, что прекраснее Христа не было никогда ничего во всю человеческую историю. Если ты возьмешь всех Наполеонов, Цезарей, Александров, всех гениев и вождей человечества, -во всех них ты найдешь пятна, нечистоту; и только в кротком Сыне Марии ты увидишь все прекрасное, все желанное, о чем когда-либо грезило человечество. Всматриваться в этот Образ, выяснять и углублять Его в себе, жить мыслью о Нем, отдавать Ему свое сердце – это и есть жизнь христианина. Если это есть, тогда придет и полная тишина сердечная, тот мир, о котором говорил св.Исаак Сирин: «Примирись с собой, и с тобою примирится вся вселенная».
-Твое сокрушение о том, что ты не можешь постигнуть Бога, очень законно, так как именно одно из свойств Бога – Его непостижимость. И если бы полное постижение Его нами, существами ограниченными, стало возможно, оно означило бы ограниченность, конечность Его, т.е. неполноту Божества.
Вообще наши познавательные методы недостаточны в деле Богопознания, и не надо торопиться эту свою ограниченность принимать за ограниченность того, что мы хотели бы постигнуть.
В нас заложена бессмертная Божественная душа, которая и через ограниченность тянется к Богу. Вся ошибка в том, что люди судят о Боге, пребывая вне Бога. Ни в одном человеческом деле недопустима такая недобросовестности. Никто не возьмется лечить людей, не изучив медицину, не начнет строить дома, не имея специальных познаний; отчего же о делах Божественных судят строже всего люди, далеко от этой области отстоящие? И вместе – как смиренны те, кто преуспел в деле Богопознания! Можно сказать, что смелость суждений о Боге обратно пропорциональна близости к Нему.
- Наше дело, православных русских людей, – уразуметь свою веру двумя путями: знакомясь с ней и живя ею.
Если ты хочешь основательно понять нашу веру, то для этого читай Евангелие с комментарием в руках и старайся жить церковно. До этого все будет одна игра ума и праздное любопытство. Я понимаю, как это неисполнимо и как, наоборот, легко и занимательно читать теософские фантазии, но ничего другого посоветовать тебе не могу.
- Когда считаешь себя вправе осудить какое-нибудь, даже действительно возмутительное, явление, поступок – проверь, нет ли в это время в тебе личной злобы, раздражения, ревности, зависти, враждебности к людям, желания унизить, осмеять: почти всегда найдешь, что есть. Выводы отсюда ясны.
- Вы пишете о «религиозном минимализме». Но ведь никакой другой точки зрения из Евангелия не вычитаешь, кроме как соединения духовного максимализма и житейского минимализма («будьте совершенны, как Отец ваш Небесный», «не заботьтесь о том, что вам есть или что пить» и т.д.). К каким бы ухищрениям мы не прибегали в толковании этих ясных слов, обращенных прямо к нам, иного смысла из них не извлечешь. Есть единственный путь сделать для себя необязательными эти слова – это сознательно сделать для себя необязательным Евангелие, т.е. отречься от Христа. Значит ли это, что надо немедленно бросить нашу работу, наши уютные квартиры, детей, семью, наши маленькие ежедневные радости и босыми странниками идти куда глаза глядят? Это было бы неправильное решение вопроса; неправильное, потому что внешнее. Надо начинать не с этого, а с поисков того состояния души, когда внешние решения явятся сами собой, когда постоянная «радость о Господе» и сила благодати сами настойчиво продиктуют нам иной образ жизни взамен того эпикурейски-эгоистического, который мы ведем. А пока -хотя бы томиться и страдать о своей духовной нищете и убожестве, о своем недостоинстве, маловерии и духовной лени, а не возводить их в принцип и правило жизни.
- Как сделать, чтобы не сердиться, не обижаться, «когда обижают и оскорбляют»? Терпеть, стиснув зубы? Тренироваться в самообладании, развивать терпение? Само по себе все это неплохо, но все это внешние, не благодатные, не христианские пути. Единственно верный путь – иметь постоянно, ежеминутно перед собой высокую цель, «всегда видеть перед собой Господа», как говорит псалмопевец – «предзрех Господа моего выну, яко одесную меня есть»… Когда мы унываем от обиды, злимся, то грех наш в том, что в эту минуту мы упустили из сердца нашего веру, любовь ко Христу, высоту нашего призвания; мы в этот момент сузились до того, что помним только о письме, которое нам помешали написать, о книге, которую хотели прочесть, о тысяче мелочей, ранящих нас, а главное – все о себе да о себе. «Предзрех Господа моего выну, яко одесную меня есть» – вот единственный путь – на нем же да утвердит вас Господь.
- Бы оправдываетесь тем, что проступок ваш невелик, не важен. Но нет неважного, ничтожного в мире – ни дурного, ни хорошего. Самое незначительное действие; мимоходом брошенное слово, самое мимолетное чувство – важны и реальны, как реально все в мире. Поэтому все самое малое должно соответствовать самому главному, и ничто нельзя почитать недостойным внимания или свободным от нашей ответственности…
- Бы пишете о «холоде и одиночестве» вашей жизни… Конечно, большую роль в этом одиночестве играют обстоятельства вашей жизни, но будем мужественны и признаем, что немалое значение, может быть, даже главнейшее, принадлежит вам самим. Вы пишете, что вам «трудно выходить из себя», т.е. в вас есть некоторая обращенность на себя, а это грех, и не какой-нибудь, а коренной и первичный грех нашей человеческой природы. «Люди впали в самовожделение, предпочитая собственное созерцание божественному» (свт. Афанасий Великий). Выход отсюда, из этой обращенности на себя, — в раскрывании себя навстречу Объективному. Стремитесь к блаженной простоте и молитесь о ней, о той святой простоте, которая дается забвением себя и полной, без остатка, обращенностью к свету Божественному, к миру, к братьям. Тогда в вашу душу снизойдут и полный мир, и радость, и покой. А путь к ним – послушание, быстрое, добровольное, радостное, нерассуждающее. Вы спросите: кому послушание? – первому встречному, близким, голосу совести, уставам Церкви, духовному отцу.
…Всякое личное приобретение духовное таинственным путем сообщается всем нашим родным, живым и умершим. Бели вы вымолите у Бога для себя кротость, душевный мир, терпение, то вы обратите на духовный путь всю вашу семью, и не проповедью, не поучениями, а молчаливым совершенствованием в добре…
- В нашем восприятии слова Божия различимы следующие моменты — слышание его, разумение, принятие сердцем и, наконец, употребление его к жизни. Проверьте себя – в какой стадии вы находитесь. Всегда ли вы хоть просто слышите его или часто ли берете в руки, чтобы прочесть? Слыша, читая, даете ли себе труд вникнуть и понять его? Доходит ли оно до вашего сознания, сердца, будит ли оно их? Если – да, то есть ли плоды этого, сдвигает ли оно вас хоть немного с мертвой точки успокоенности обычной нашей жизнью? Проверьте себя – и медленно и упорно начните свой подъем по этим ступеням.
…Вы должны держать себя в чистоте и ясности, чтобы свет ваш светил другим. А для этого надо любить Свет, не изменять ему: «Веруйте в Свет, да будете чадами Света». А практически? Искать этого Света в себе и в других, поддерживать, культивировать в себе и других каждую искорку добра и света, радоваться о свете, не верить в тьму, ложь, закрывать на них глаза, потому что они – призрачны и вспухают от устремленного на них внимания…
- Для чего нужна вера? Ни для чего. Если б я сказал, что она нужна, чтобы быть хорошим человеком, чтобы помогать людям, чтобы познавать Бога, чтобы спасти свою душу – все это означало бы корыстное и эгоистическое отношение к вере. Мы верим не для чего-то, а потому что – мы любим Бога, потому что Бог есть для нас (в Своем явлении на земле в качестве Богочеловека – Христа) – совокупность всего самого светлого, чистого, бесконечно прекрасного – короче, всего самого желанного. Любовь к Богу ведет за собой веру в Бога. Когда вы ищете Истины среди противоречивых философских систем, это потому, что вы любите Истину; если всякая земная красота только томит ваше сердце и никогда его не насыщает – это потому, что мы успокоимся только на Вечной Нетленной Красоте. Если вы мучаетесь нечистотой вашего сердца – это потому, что, сами того не зная, вы жаждете абсолютной чистоты и святости.
- Если сердце холодно и молитва не идет
- обратиться к Евангелию; если не поможет
- раскрыть любимого святого отца; такой «друг-святой» должен быть у каждого.
- Вы жалуетесь на то, как трудно и даже порой просто скучно чтение святых отцов. Но попробуйте поставить вопрос так, что трудны и скучны не они, а что, может быть, ваша душа не готова еще увидать тот свет, который видят же в них другие. Все же не оставляйте это чтение, пытайтесь согреть свою душу теплом их веры, прикоснуться к их духовному опыту… И, будьте уверены, эти усилия дадут свой плод, и невидимое пока для вас накопление духовных богатств проявится в нужную минуту, может быть, спасет вас в настоящей беде.
Тут же вы пишете о своем одиночестве и покинутости. Конечно, вам нужно живое общение с людьми и их близость. Но подумайте: уже в тех же святых отцах – какое «избранное общество» вы имеете, какие сокровища лучших душ, веками накопленные, даются вам и всем нам в полное владение! В этом и радость церковного общения – что все мы живы и все братья в Церкви, и не может, не должно быть чувства покинутости у живого члена Церкви.
По материалам книги: Александр Елъчаннинов. Записи.
М.: Сов . Россия, 1992.